Эмоциональная депривация. Портретный фотограф и коуч в Омске, Аркадий Нигматулин

Эмоциональная депривация

В основе этой схемы лежит глубинное и часто неосознаваемое убеждение человека в том, что его базовые эмоциональные потребности не могут и никогда не будут адекватно удовлетворены другими людьми. Люди с этой схемой ощущают себя эмоционально обделенными, чувствуют, что им не хватает любви, тепла, внимания и глубоких эмоциональных связей.  

Ключевая особенность этой схемы заключается в том, что ее основная «боль» — это неосознаваемая тоска по эмоциональной близости. Человек с детства привыкает к тому, что его чувства и потребности не важны, и принимает это как норму, даже не понимая, почему он чувствует себя так плохо, одиноко и опустошенно. Это внутреннее ощущение пустоты и непонимания отличает данную схему от других, где страх, стыд или тревога более очевидны для самого индивида. В результате люди с этой схемой часто ведут себя так, как будто до них никому нет дела, и мало говорят о себе, хотя внутренне испытывают глубокое желание быть понятыми и принятыми.

Три формы депривации 

Выделяют три основные формы проявления эмоциональной депривации, которые могут присутствовать как по отдельности, так и в сочетании:

  • Лишение заботы: Это ощущение нехватки внимания, привязанности, тепла или дружеских отношений. Человек может чувствовать, что его никто не поддержит, не обнимет и не будет находиться с ним в эмоциональном контакте.
  • Лишение эмпатии: Эта форма проявляется в ощущении, что нет никого, кто действительно слушает и пытается понять. Отсутствует возможность взаимного обмена чувствами и переживаниями. Человек чувствует себя непонятым и проигнорированным, даже когда ему пытаются оказать внимание.
  • Лишение защиты: Данный тип депривации связан с отсутствием чувства, что кто-то может защитить, дать наставление или руководство. Парадоксально, но люди, лишенные защиты в детстве, во взрослом возрасте могут активно стремиться поддерживать и защищать других, компенсируя собственную фрустрированную потребность.

Основные убеждения схемы

  • «Мои потребности не важны для других» 
  • «Я никогда не получу достаточно тепла, понимания или защиты» 
  • «Если я покажу свою уязвимость — меня осудят или отвергнут» 
  • «Люди по своей природе холодны и эгоистичны» (что оправдывает выбор таких партнёров) 
  • «Просить о поддержке — стыдно и бесполезно» 

Защитные стратегии (копинги)

Люди со схемой эмоциональной депривации могут применять все три стратегии, причем иногда — попеременно, что делает их поведение непредсказуемым.

  • Капитуляция: Человек, который капитулирует перед схемой, выбирает эмоционально недоступных или холодных партнеров. Он ведет себя так, будто его потребности не важны: не выражает их, не просит о помощи, тем самым подтверждая свое глубинное убеждение, что ему никто не даст тепла и заботы.
  • Избегание: Человек избегает близких отношений, чтобы не сталкиваться с болью от потенциального отказа или пренебрежения. Он может надевать «маску Отстраненного Защитника», игнорируя собственные эмоции и отстраняясь от проблем. Это может выражаться в уходе в компульсивное поведение, например, в злоупотребление психоактивными веществами, что рассматривается как режим «Отстраненного Самоутешителя».
  • Гиперкомпенсация: Человек может стать чрезмерно требовательным к другим, постоянно требуя подтверждения эмоциональной поддержки и эмпатии. Это может проявляться в режиме «Высокомерного Самовозвеличивателя», который демонстрирует превосходство и высокомерие, чтобы скрыть свою уязвимость и потребность в любви.


Эмоциональные и когнитивные паттерны

Проявления схемы «Эмоциональная депривированность» во взрослой жизни многообразны и затрагивают как внутренний мир человека, так и его взаимодействие с окружающим миром. Эмоциональные и когнитивные паттерны включают:

  • Постоянное ощущение одиночества и непонимания: Человек часто чувствует себя одиноким, даже находясь в окружении людей, и считает, что его никто не понимает.
  • Чувство обиды и гнева: Эти эмоции могут возникать в ответ на предполагаемое пренебрежение со стороны других, даже если для этого нет явных доказательств.
  • Затруднения с эмоциональной идентификацией: Люди с этой схемой могут испытывать трудности с распознаванием как собственных эмоций, так и эмоций других, поскольку в детстве у них не было опыта взаимного эмоционального обмена.

Причины возникновения

Основной причиной формирования ранних дезадаптивных схем, включая эмоциональную депривацию, является неудовлетворение базовых потребностей ребенка во взаимоотношениях со значимыми взрослыми. Это происходит в контексте дисфункционального воспитания, которое может принимать различные формы.  

  • Эмоциональная холодность или отстраненность: Родители, которые сами испытывают эмоциональные проблемы (например, депрессию) или в силу своей занятости не могут обеспечить стабильную и предсказуемую эмоциональную поддержку, создают у ребенка чувство небезопасности и тревоги. Ребенок, чьи родители были эмоционально недоступны, мог научиться, что его чувства и потребности не важны.
  • Физическое или эмоциональное отсутствие: Частое физическое отсутствие родителей, например, из-за длительных командировок или госпитализации, может лишить ребенка возможности сформировать надежное и поддерживающее окружение. Взрослые могут быть физически рядом, но эмоционально «покидать» ребенка, например, в случаях алкоголизма или других зависимостей.
  • Непредсказуемость в проявлении поддержки: Непоследовательность в проявлении внимания к потребностям ребенка, когда периоды заботы сменяются периодами отстраненности, усиливает чувство нестабильности и неуверенности.

Пути исцеления

  • Основная цель терапии — помочь клиенту удовлетворить свои неудовлетворенные потребности в тепле, заботе и эмпатии. Это достигается путем усиления режима  «Здорового взрослого», который учится заботиться о себе, выражать свои потребности и устанавливать границы. Терапевтический процесс также включает проработку травматических воспоминаний, лежащих в основе схемы, для их эмоционального переосмысления с позиции взрослого.  

  • Ключевым инструментом в работе с этой схемой является концепция «ограниченного родительства» (limited reparenting). Терапевт создает безопасное, теплое и не осуждающее пространство, где клиент может получить новый, здоровый эмоциональный опыт, которого ему не хватало в детстве. Терапевт моделирует здоровую модель отношений, обеспечивая необходимую поддержку, защиту и эмпатию, что позволяет клиенту постепенно сформировать новое убеждение о возможности получения заботы от других.  

Практические упражнения и самостоятельная работа

  • Осознание и признание схемы: Ведение дневника для отслеживания ситуаций, которые активируют схему. Это помогает понять, как глубинное убеждение проявляется в повседневной жизни.
  • Идентификация потребностей: Размышления о том, в чем была потребность в детстве и как она проявляется сейчас. Это помогает перевести неосознаваемую тоску в осознанное желание.
  • Обращение за помощью и принятие заботы: Один из самых сложных, но важных шагов, так как он напрямую противоречит глубинному убеждению схемы. Важно учиться просить о помощи и принимать поддержку от других, даже если это вызывает сильное сопротивление и дискомфорт.

Заключение

Схема «Эмоциональная депривированность» является одной из наиболее глубоких и распространенных дезадаптивных схем, которая формируется в раннем детстве и оставляет человека с ощущением внутренней пустоты и одиночества. Ее коварство заключается в том, что человек может даже не осознавать истинных причин своего дискомфорта, поскольку отсутствие эмоциональной близости становится для него нормой.

Проработка этой схемы — это сложный, но крайне важный процесс, который не сводится лишь к избавлению от симптомов. Он дает возможность человеку постепенно научиться выстраивать глубокие и надежные эмоциональные связи, доверять другим, выражать свои потребности и, в конечном итоге, ощутить себя достойным любви и заботы. Это процесс возвращения к своим истинным эмоциональным потребностям и обретения способности удовлетворять их в безопасном и поддерживающем окружении.