Дефективность. Портретный фотограф и коуч в Омске, Аркадий Нигматулин

Дефективность / Стыдливость

Схема «Дефективность / Стыдливость» коренится в убеждении человека, что он внутренне несовершенен и фундаментально плох. Это ощущение выходит далеко за рамки вины за конкретный проступок, которая относится к поведению («я сделал что-то плохое»).

Дефективность — это экзистенциальное, всеобъемлющее чувство стыда за свою личность («Я плохой»). Оно вызывает хроническое ощущение неполноценности, никчемности и бесполезности, а также постоянную тревогу по поводу того, как тебя воспринимают окружающие.

Это чувство может касаться как «публичных» недостатков, таких как внешность, социальная неловкость или физические особенности, так и «приватных» — мыслей, желаний, эгоистичных импульсов или проявлений гнева, которые человек считает недопустимыми. Человек с этой схемой постоянно живет с ощущением, что его недостатки могут быть «раскрыты», и это приведет к отвержению

Основные убеждения схемы

Внутренний диалог человека со схемой Дефективности часто звучит как непрекращающийся поток критики и самоуничижения. Основные убеждения, формирующие этот внутренний голос, можно сформулировать следующим образом:

  • «Я хуже других». Это убеждение лежит в основе постоянных, изнуряющих сравнений с окружающими, в которых человек всегда находит подтверждение своей неполноценности.
  • «Если люди узнают меня настоящего, они меня бросят». Отсюда проистекает страх близости и уязвимости, который заставляет человека избегать глубоких, доверительных отношений.
  • «Я недостоин любви, уважения и внимания». Это убеждение заставляет человека отвергать комплименты, заботу и поддержку, поскольку они противоречат его внутреннему представлению о себе.
  • «Мне стыдно быть собой». Это центральное, наиболее болезненное ощущение, которое пронизывает все остальные проявления схемы.

Защитные стратегии (копинги)

Для совладания с мучительным чувством стыда человек неосознанно использует защитные стратегии, которые когда-то помогали ему выжить. Эти стратегии, однако, лишь закрепляют схему. Схема-терапия выделяет три основных типа совладающего поведения, каждый из которых по-своему поддерживает «жизнь» схемы.

  • Капитуляция. Человек пассивно «сдается» схеме. Он принимает роль жертвы и выбирает партнеров, друзей и работу, которые подтверждают его ощущение неполноценности. Например, выбор критикующего или даже абьюзивного партнера, так как его поведение «логично» подтверждает внутреннее ощущение «я плохой». Согласие на низкооплачиваемую или неинтересную работу, потому что «я ничего лучшего не заслуживаю».

  • Избегание. Человек избегает ситуаций, в которых его «дефективность» может быть раскрыта. Это может быть как отстранение от близких отношений, так и уход в зависимости. Например, Отказ от знакомства с потенциальным партнером, чтобы избежать риска быть отвергнутым. Использование алкоголя, игр, работы или других зависимостей, чтобы заглушить болезненные чувства и подавить эмоции.

  • Гиперкоменсация. Человек ведет себя прямо противоположно своим внутренним убеждениям, стараясь доказать себе и миру свою состоятельность. Это часто проявляется в форме перфекционизма, демонстрации превосходства или нарциссического поведения. Постоянное стремление к успеху и статусу. Человек может критиковать других, чтобы почувствовать себя лучше, или стремиться к внешнему восхищению, чтобы компенсировать внутреннюю неуверенность

Причины возникновения схемы

Схема Дефективности редко возникает на пустом месте. Она формируется в результате повторяющихся негативных переживаний в детстве, когда нарушаются базовые потребности в безусловном принятии и любви.

  • Критикующие и обесценивающие родители. Постоянные замечания, обесценивание достижений, высмеивание или сравнение с другими (например, с «сыном маминой подруги») заставляют ребенка чувствовать себя неполноценным и недостойным любви.

  • Манипуляции стыдом. Использование фраз вроде «мне за тебя стыдно» или «что о нас скажут люди» внушает ребенку мысль, что его существование — это позор для семьи.

  • Условная любовь. Ребенок привыкает к тому, что любовь и внимание нужно заслужить, соревнуясь с братьями и сестрами или достигая определенных успехов.

  • Унижение и насилие. Эмоциональное или физическое насилие в семье или травля со стороны сверстников могут сформировать глубокое ощущение неполноценности и стыда.

  • Биологические и социальные факторы. Иногда схема может быть связана с небольшими физическими особенностями, такими как родимое пятно или косоглазие, которые стали объектом насмешек. Также социальное отвержение или травля в школе могут привести к глубокому чувству собственной ущербности.

Путь к исцелению

Работа со схемой Дефективности требует терпения и сострадания к себе. Это не одноразовый акт, а путь, состоящий из нескольких важных шагов.

1. Этап осознания.

  • Ведение дневника. Фиксирование ситуаций, которые «включают» схему: что произошло, какие мысли и эмоции возникли, какие телесные ощущения появились. Это позволяет «увидеть» схему в действии и начать отделять ее от своего подлинного «Я».
  • Метафора «темных очков». Понимание, что мир воспринимается через «фильтр» схемы, позволяет сделать поправку на это искажение. При возникновении болезненных мыслей можно сказать себе: «Это моя схема, которая заставляет меня так думать. Это неправда».

2. Работа с мыслями (Когнитивный этап).

  • Работа с внутренним критиком. Не пытаться «прогнать» негативные мысли, так как это может только усилить их. Более эффективный подход — научиться воспринимать их как нечто несущественное, как просто шум в голове, а затем оспаривать их.
  • Когнитивная реструктуризация. Вместе с терапевтом можно анализировать и искать реальные доказательства, которые опровергают болезненные убеждения. Затем можно создать «карточку-опровержение» с утверждениями, противоречащими схеме. Например, «Я знаю, что я чувствую, что со мной что-то не так, но нормальная часть меня знает, что я в порядке. Есть несколько человек, которые знают меня очень хорошо и остаются со мной уже долгое время». Эту карточку рекомендуется носить с собой и перечитывать в моменты активации схемы.

3. Эмоциональная и поведенческая работа.

  • Развитие самосострадания. Это практика, которая учит относиться к себе с добротой, пониманием и принятием, так, как человек относится к близкому другу. Это помогает исцелить болезненное чувство стыда.
  • Постепенное введение новых привычек. Начать выстраивать отношения с людьми, которые эмоционально доступны, поддерживают и принимают.
  • Понимание происхождения схемы. Осознание того, что схема — это устаревшая модель поведения из детства, которая не имеет отношения к настоящему, может помочь освободиться от ее влияния.

4. Роль психотерапии

  • В рамках терапевтических отношений специалист создает безопасную и принимающую среду. Терапевт занимает теплую, не осуждающую позицию, моделируя здоровую модель отношений, которой не хватало в детстве. Это позволяет уязвимому внутреннему ребенку почувствовать безусловную поддержку и безопасность, что является одним из самых мощных исцеляющих факторов. 

Заключение

Схема «Дефективность / Стыдливость» — это глубоко укоренившийся паттерн, который может отравлять жизнь, но он не является приговором. Это лишь шаблон, созданный в прошлом как способ выживания, который сегодня мешает быть счастливым.

Путь к исцелению лежит через осознание, принятие и смелость начать относиться к себе с добротой и состраданием. Главное — помнить, что человек, работающий над этой схемой, уже не тот беспомощный ребенок, который когда-то нуждался в защите. Теперь у него есть все внутренние ресурсы, чтобы дать себе то, чего не хватило в детстве, и начать писать новую, более здоровую историю своей жизни.

Дефективность. Портретный фотограф и коуч в Омске, Аркадий Нигматулин